Когда на экраны выходит большой игровой фильм со звездным составом, руководители голливудских студий должны быть уверены, что он будет хорошо продан в Лондоне, Гонконге и Сиднее, ну, и разумеется, в США.
И они надеются, что приключение, действие которого разворачивается в разных странах, как например в фильме «Ангелы и демоны», привлечет больше внимания на зарубежных рынках, чем дома.
Однако беспрецедентный успех цифрового анимационного приключенческого фильма о мохнатом мамонте, саркастическом ленивце и о зубастой белке заставил людей из киноиндустрии разводить руками от удивления и недоверия.
«Ледниковый период 3», 3-я постановка студии 20th Century Fox о жизни доисторических животных, стал международным феноменом, заработав на зарубежных рынках более 600 млн долл. и сделавшись самым популярным анимационным фильмом за границами США.
Фильм вышел на экраны 1 июля, достойно показал себя в США и Канаде, но вершин кассовых успехов добился в Европе, России и Латинской Америке, утроив там размеры доходов. В некоторых странах сборы этого фильма оказались вторыми после «Титаника» (1997).
Такой ошеломляющий успех не может объяснить даже его создатель — режиссер Карлос Салданья. Однако есть видимые приметы, о которых стоит поговорить.
Раз зависимость финансовой успешности Голливуда от зарубежных продаж возрастает, это станет ключом к дальнейшему движению. Сейчас международная касса достигает 60% доходов и является критической точкой для рентабельности фильма.
«Я никогда не думал, что «Ледниковый период» будет так хорошо идти, — говорит Брюс Нэш, президент аналитической фирмы Nash Information Services. — В США этот фильм не является франшизой масштаба фильмов Pixar или «Шрека». Это, так сказать, второй эшелон, поэтому его успех за границей находится сейчас под прицелом аналитиков».
И все-таки, если рассматривать причины кассового успеха фильма, отметим, что 40% доходов пришли из кинотеатров премиум класса, где его показывают в 3D, сравнительно новом формате для анимационного киноТакже скажем, что особенно в Латинской Америке хорошо сработала семейная тема. Еще одна причина — звучат голоса местных звезд, привлеченных к дублированию, их шутки, связанные с культурой данной страны. И, наконец, сиквелы лучше проходят за рубежом, чем дома. Такова тенденция.
В Германии Сида озвучивал популярный комик Отто Ваалкес. Он сделал своему герою хорошую рекламу в стране, показывая его в своих телешоу. Несомненно, это привлекло в кинотеатры многих его поклонников. А еще в Германии вообще любят говорящих меховых зверушек. Вот так «Ледниковому периоду-3» здесь удалось превысить успех «Короля Льва» (1994).
В Латинской Америке Fox выпустил 2 версии фильма — на испанском и португальском языках. Героев дублировали любимые актеры из теленовелл, любимого зрелища жителей этих стран. О семейной теме уже говорилось. В этом регионе «Ледниковый период» стал самым популярным фильмом десятилетия. Многие семьи смотрели его в полном составе по 2–3 раза, что абсолютно не характерно для Латинской Америки, ведь это довольно бедный регион. Такого интереса к зарубежному кино здесь не проявляли со времен «Титаника».
«У «Ледникового периода» есть брендовое имя, его узнают», — говорит Джон Дьюри, основатель европейской маркетинговой фирмы Strategic Film Marketing. Он сказал, что во Франции, где билеты в кино стоят дорого, желание повести ребенка в кинотеатр возникает у родителей, когда они видят знакомое название.
Если говорить о студии Fox, то надо вспомнить о том, что «Ледниковый период» превратился во франшизу, когда стало понятно, что его приняли за рубежом. «У фильма есть международный потенциал, — считает Джим Джианопулос, председатель Fox Filmed Entertainment — Это не фильм о стаде говорящих животных. Он обращен к широкой аудитории, в нем есть юмор, пафос, эмоции и много полюбившихся персонажей».
Сборы каждого фильма этого проекта раз от разу возрастали: 1-й фильм собрал за границей 45% своей кассы, 2-й — 70% (2006), и 3-й уже сейчас имеет 75%.
То была удача для Blue Sky Studios, что студия Fox приобрела ее в 1997 г., решив заняться цифровой анимацией.
Фильмы Blue Sky, включая «Роботов» (2003) и работу последнего года "Dr. Seuss' Horton Hears a Who!,", никогда не получали призов критиков, отданных Pixar Animation Studios и в более ранние времена Walt Disney Co. Сейчас на студии работает 330 человек. Здесь занимаются производством в том числе и низкобюджетных фильмов.
«Рассвет динозавров», производство которого обошлось в 100 млн долл., еще 100 млн были потрачены на маркетинг в мире, уже принес 602,5 млн долл. на билетах, проданных за рубежом. Лучший фильм студии Pixar «В поисках Немо» (2003) заработал 526,9 млн долл. Фильм стал первым на 28 рынках, в т.ч. в Латинской Америке и России. Больше всего в его копилку принесли Германия, Франция и Соединенное Королевство. «Ледниковый период» вошел в восьмерку фильмов, когда-либо превышавших планку доходов в 600 млн. долл. за рубежом.