С тех пор как была установлена категория «Лучший сценарий», а случилось это 70 лет назад, она стала питательной средой для появления новых голосов, начала карьер и роста авторитета писателей. Для примера можно привести мена Орсона Уэллеса, Вилли Уайлдера, Пэдди Чаефски.
Но в этом году катеория выглядит настолько тонкой, вроде супермодели, находящейся на самой скудной диете.
«Серьезный человек» братьев Коэнов, «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино и «Вверх» Боба Питерсона и Тома МакКарти — все, имен больше нет. Ну, разве что еще пара. Один из них Майкл Уэбер с историей «500 дней лета».
Кроме этого, конечно же, членам комиссии придется взглянуть и за пределы этого круга. Почти наверняка они обратят внимание на дуэт, стоящий за «Звездным путем» - Роберто Орси и Алекс Курцман. Они же влили жизненные силы в хит лета «Трансформеры: Месть падших», но академики это могут воспринять как инсценировку. Известно, что академики писательского отделения соберутся на следующей неделе, чтобы определиться с правилами и терминологией.
За последние десятилетия поле, на котором трудятся кинописатели, сильно изменилось. В 1994 г. Тарантино пришлось противостоять Вуди Аллену, Ричарду Кертису и Питеру Джексону. В этот раз ему предстоит померяться силами со Скоттом Муром («Мальчишник в Лас-Вегасе»), который уже отпускает шутки по этому поводу.
Специалисты считают, что надежды студий на известные бренды ведет к сужению новых идей, что очень вредит этой категории. Свежестью веет лишь от историй наподобие «500 дней лета», которые каким-то образом прорвались на экраны. Обычно же почти на всех студиях спрашивают, может ли сценарист написать нечто в духе «Розовой пантеры-2».
Такое положение дел в сценарном цехе не может не беспокоить. Хотя перелом возможен. Студии сейчас производят немного фильмов, Академии не из чего выбирать. А ведь прежде всего комиссия смотрит на оригинальность идеи при оценке фильма.
Когда в 70-е годы культивировались социально-реалистичные фильмы, вроде «Чайна-тауна» или «Сети», их авторы получали Оскаров за оригинальные сценарии. В 90-е активно занимались независимым кино ("The Crying Game", "Fargo"), и их сценарии становились победителями, стимулируя затухающий огонь.
Сегодняшняя ситуация такова, что Уэллесы и Уайлдеры должны быть Курцманами и Орси.
Источник