17 декабря в новой штаб-квартире Scream School (которая располагается теперь в помещении Британской высшей школы дизайна), состоялся один из их «фирменных» бесплатных мастер-классов.
Мастер-класс назывался «История одного шота», и, собственно, речь шла о памятных кадрах из «Особо Опасен», где две пули на лету сталкиваются, деформируются и разлетаются в разные стороны.
Естественно, «мастер-класс» предполагает, что аудитория, хотя бы преимущественно, понимает, о чём речь идёт. С другой стороны, надо отдать Дмитрию Широкову должное: он рассказывал о том, как и что делалось, так, что любой человек, знающий слово «шейдер», понял бы всё без проблем.
Итак, в чём заключалась задача специалистов по визуальным эффектам? - Необходимо было придать совершенно нереалистичной по сути сцене реалистичный вид, с некоторыми прикрасами для пущего драматизма. Ключевым пунктом оказалось моделирование и шейдирование медленно летящей пули: поскольку у неё металлическая поверхность, до момента столкновения на ней должен быть блик с отражением. Причём это отражение должно выглядеть корректно. Даже если это тотальная небывальщина и никто и никогда не видел медленно летящих пуль, отражение должно быть.
Но что на ней отражается? - по идее, та часть пространства, которой в кадре нет, т.е. то, что располагается сбоку и сзади камеры.
При этом в распоряжении студии Eye Scream, которая выполняла работу над этим шотом, были только сканы вида с камеры и несколько фотографий со съёмочной площадки...
В результате, сцену пришлось довыстраивать в 3D – хотя бы примерно, и всё только для того, чтобы получить «реалистичное» отражение на пуле, а точнее — довольно размытый блик, практически лишённый деталей.
Кто-то из зала спросил, зачем такие усилия? На что Дмитрий Широков, проводивший этот мастер-класс, заметил, что упущение каких-нибудь деталей, которые кажутся очень незначительными, подсознательно вызывают у зрителей дискомфорт.
Например, если у быстро едущей по ночному городу машины не будет бликов от фонарей на капоте и крыше, то мозг зрителя сразу забьёт тревогу: караул, обманывают. «Каждая непроработанная мелочь будет всё больше и больше создавать ощущение дискомфорта», - отметил Широков.
Кроме того, что в данном шоте пришлось моделировать сами пули, делать дым и искры, понадобилось дорисовать ещё и вспышку от выстрела (которой в оригинальных сканах не было). Мало того, от съёмочной группы пришло распоряжение продлить эту вспышку во времени (так чтобы она занимала два кадра, а не один, как положено), для усиления драматизма, и больше того, в нужный момент убрать персонажа из кадра совсем.
В целом, как признал Широков, у них — у команды в пять человек - тогда вся эта процедура заняла 1,5 месяца. Сейчас, конечно, они готовы это сделать за неделю-полторы.
В финале мастер-класса разговор перешёл на куда более общие темы, — на общую ситуацию вокруг кино, технологий и обучения, чего, в общем, и следовало ожидать.
Scream School регулярно проводит открытые мастер-классы; как заявил Широков, поскольку они сильно радеют за своё дело, то им деньги важны — но только во вторую очередь: по его словам, в сложных ситуациях, когда студия не успевает что-то сделать собственными силами, друзья и знакомые помогают просто так, не спрашивая про деньги.
Соответственно подобные мастер-классы будут продолжаться и впредь, хотя новых анонсов на сайте школы пока нет.